Если человек больше фокусируется (застревает) на попытках ответить только на вопрос «почему?» (с ним происходит то-то и то-то; он такой-то, а не такой-то; ему так не везет и т.д.), он в сущности не обращается к самому себе. Его вопрос, который ему кажется направлен к своей жизни (ведь ответ нужен ему) на самом деле адресован среде – внешним источникам. Вопрос «почему?» имеет большую объяснительную склонность; ответ на такой вопрос будет цикличен (почему- потому что, и так по кругу, пока не будет задан вопрос в другой плоскости). Можно сказать, что часть ответственности (сам того порой не осознавая) человек перекладывает на внешнюю среду. Даже получив ответ на вопрос «почему?» он чаще всего не удовлетворяет человека и его потребности.
Сместив фоку на осознавания своих потребностей, данный вопрос «почему?» в большинстве случаев утрачивает свою силу и человек может расширить свое самовосприятие и постараться сфокусироваться на себе, своих процессах и того, как ему получить то, что он хочет. Объяснительная наклонность уже не будет столь актуальна для человека – перед ним встанут другие задачи направленные не на объяснение ситуации или своего самочувствия, а на то, как это изменить или получить то, его хочется.
Вместо повторяющегося вопроса «почему?» (так происходит в его жизни; с ним случается то или иное и т.д.) человек может обратить внимание и проявить интерес к тому, как он организует свое видение ситуации, насколько он полностью в ней присутствует (или уходит от нее); что он делает или избегает делать; несколько он достиг цели и как присваивает результат.
Для этого он может воспользоваться традиционными вопросами:
− Что я сейчас переживаю (вижу, слышу, чувствуешь и т.д)?
− Что я хочу (в том числе от самого себя, от данной ситуации, человека)?
− Кто мне может это дать (поддержку, заботу, внимание и т.д.)?
− Что я замечаю со стороны другого?
− Как я об этом узнал (отделяем фантазии от реальности)?
− Что я испытываю к человеку/ситуации/случаю?
− Что я делаю (в целом или в конкретном случае)?
− Как мне это удается (делать что-либо)?
− Как можно сделать по-другому?
− Чего я избегаю?
− На что я рассчитываю (осознавание и прояснения своих ожиданий/ их реальности)?
− Что мне это дает или даст?
− Что я думаю и переживаю в связи со случившимся?
Все эти вопросы имеют отношение не только к объяснению, но и направленны на рассмотрение самого процесса сознавания, чувствования, реакций.
Само собой я не ни в коем случае не обесцениваю вопрос «почему?». Понимаю, как важно действительно порой знать причины и уже от этого начинать думать в сторону «как», «что» и «зачем». Порой вопрос «почему?» может быть важен для многих людей, как отправная точка перемен и работы над собой.
Сместив фоку на осознавания своих потребностей, данный вопрос «почему?» в большинстве случаев утрачивает свою силу и человек может расширить свое самовосприятие и постараться сфокусироваться на себе, своих процессах и того, как ему получить то, что он хочет. Объяснительная наклонность уже не будет столь актуальна для человека – перед ним встанут другие задачи направленные не на объяснение ситуации или своего самочувствия, а на то, как это изменить или получить то, его хочется.
Вместо повторяющегося вопроса «почему?» (так происходит в его жизни; с ним случается то или иное и т.д.) человек может обратить внимание и проявить интерес к тому, как он организует свое видение ситуации, насколько он полностью в ней присутствует (или уходит от нее); что он делает или избегает делать; несколько он достиг цели и как присваивает результат.
Для этого он может воспользоваться традиционными вопросами:
− Что я сейчас переживаю (вижу, слышу, чувствуешь и т.д)?
− Что я хочу (в том числе от самого себя, от данной ситуации, человека)?
− Кто мне может это дать (поддержку, заботу, внимание и т.д.)?
− Что я замечаю со стороны другого?
− Как я об этом узнал (отделяем фантазии от реальности)?
− Что я испытываю к человеку/ситуации/случаю?
− Что я делаю (в целом или в конкретном случае)?
− Как мне это удается (делать что-либо)?
− Как можно сделать по-другому?
− Чего я избегаю?
− На что я рассчитываю (осознавание и прояснения своих ожиданий/ их реальности)?
− Что мне это дает или даст?
− Что я думаю и переживаю в связи со случившимся?
Все эти вопросы имеют отношение не только к объяснению, но и направленны на рассмотрение самого процесса сознавания, чувствования, реакций.
Само собой я не ни в коем случае не обесцениваю вопрос «почему?». Понимаю, как важно действительно порой знать причины и уже от этого начинать думать в сторону «как», «что» и «зачем». Порой вопрос «почему?» может быть важен для многих людей, как отправная точка перемен и работы над собой.