Способность к установлению эмоциональных связей имеет высокую ценность для выживания видов. Ребенок с самого рождения нуждается в непосредственном эмоциональном общении. Через плач, улыбку и другие эмоциональные реакции младенец сообщает о своих потребностях. От 6 месяцев до 6 лет ребенку особенно важно иметь такую фигуру взрослого, которая будет чувствительна к его нуждам. Если мама или др. ухаживающее лицо восприимчива и удовлетворяет эти потребности хотя бы на 40%, то у ребенка, как правило, формируется надежная эмоциональная связь с миром, где он чувствует, что любим, важен и может проявлять свою спонтанность. Когда человек вырастает с надежным типом эмоциональной связи, то он здоровым способом переживает отдельность от другого, увереннее себя чувствует в одиночестве и при этом спокойно может обратиться за помощью к окружающим, его поведение гибкое и при этом со своим стержнем.
А что происходит, если ребенок утрачивает связь с материнской фигурой? Джон Боулби- специалист в области психологии развития и психотерапии, описывает три фазы: протест, отчаяние и отчуждение. Переживание такой утраты называет «детским трауром». И даже если у ребенка начал формироваться надежный тип привязанности, то в ситуации лишения заботы важного для него лица, он может переживать детский траур. Поведение ребенка после возвращения домой зависит от фазы, достигнутой в период разлуки с матерью. Если ребенок больше полугода переживал лишение заботы материнской фигуры или когда разлуки были неоднократными, то имеется опасность того, что ребенок может остаться в фазе отчуждения и не восстановить свою любовь и привязанность к родителям. В таком случае могут формироваться иные типы привязанности: тревожный, избегающий, тревожно-избегающий. Гнев в переживании как детского, так и любого другого траура является нормой, а проживание его целительно для психики. Бессознательно гнев направлен на усилие вернуть утраченное лицо. И даже если утраченное лицо не вернуть, Боулби считает важным выразить этот гнев и прожить его, чтобы признать реальность безвозвратной потери. Признание такой реальности – это толчок для проживания горевания. Патология начинается тогда, когда у индивида не находится возможности для выражения и проживания гнева. Работа с гневом – это не вся работа с трауром, однако, важная его часть.
А что происходит, если ребенок утрачивает связь с материнской фигурой? Джон Боулби- специалист в области психологии развития и психотерапии, описывает три фазы: протест, отчаяние и отчуждение. Переживание такой утраты называет «детским трауром». И даже если у ребенка начал формироваться надежный тип привязанности, то в ситуации лишения заботы важного для него лица, он может переживать детский траур. Поведение ребенка после возвращения домой зависит от фазы, достигнутой в период разлуки с матерью. Если ребенок больше полугода переживал лишение заботы материнской фигуры или когда разлуки были неоднократными, то имеется опасность того, что ребенок может остаться в фазе отчуждения и не восстановить свою любовь и привязанность к родителям. В таком случае могут формироваться иные типы привязанности: тревожный, избегающий, тревожно-избегающий. Гнев в переживании как детского, так и любого другого траура является нормой, а проживание его целительно для психики. Бессознательно гнев направлен на усилие вернуть утраченное лицо. И даже если утраченное лицо не вернуть, Боулби считает важным выразить этот гнев и прожить его, чтобы признать реальность безвозвратной потери. Признание такой реальности – это толчок для проживания горевания. Патология начинается тогда, когда у индивида не находится возможности для выражения и проживания гнева. Работа с гневом – это не вся работа с трауром, однако, важная его часть.