Много боли от непонимания окружающими, обостренное восприятие событий как «смерть» старого, привычного, категоричность, протест.
Возраст острый: ✨осознание законов взрослой жизни ✨гормональная перестройка, принятие своей половой принадлежности и сексуальности ✨идентификация себя (какой я человек) ✨выстраивание коммуникаций со сверстниками ✨сепарация от родителей.
Все чувства обострены: злость, агрессия - необходимые для отделения от родных, страх не быть признанным в социальной группе, стыд своего тела, тревога за будущее, сожаление и грусть от расставания с детством …
Полноценный кризис.
Трудно, практически невозможно, рассказать кому-то об эмоциях, которые переполняют. Невероятно ценно, если есть старший друг, товарищ, брат, учитель, тот авторитет, кто поможет понять себя и центрировать. Даст поддержку и ощущение «С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ».
Иначе, когда боль и непонимание, тогда легче «перестать чувствовать» и заморозить свои эмоции. Стать Каем из сказки «Снежная королева» с льдинкой в сердце.
На изначальную высокую чувствительность наслаивается очень много разных защит, и со временем и подросток начинает выглядеть бездушным.
За этими слоями спрятано много подавленной боли, страх утраты, страх быть отвергнутым иногда холодное жестокое или равнодушное отношение близких. Поэтому страх к ним привязаться, страх что это может повториться.
И тогда во взрослом возрасте легче думать о человеке не очень хорошо и держать дистанцию, чем пускать его в своё сердце и жить с постоянной тревогой, страхом, виной за свое нестабильное отношение.
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Очень аккуратная психологическая работа нужна. Бережно, с поддержкой и пониманием. Неспешно выстраивая доверие.
Что я делаю:
1⃣ Выстраиваем опорность на себя. Учу чувствовать, понимать и слышать себя. Здесь прям знакомство с собой.
2⃣ Разбираемся с темой окружения - такой значимой для подростков.
Наблюдаем, что важного дают нам люди, какие потребности закрывают.
3⃣ Учимся проявляться по-новому. Экологично выражать свои желания и чувства; проявлять агрессию, отстаивать свои границы.
〰️Использую метафорические карты и проективный рисунок, всегда делаем домашку (обычно это эссе о чем-то важном).
➡️ Как проходило ваше взросление?
➡️ Вы помните себя подростком?
➡️ Был ли с вами важный взрослый кто вел вас за руку?
вашаМаша
Солнце светит. Всегда. Даже тогда, когда мы его не видим.