Статьи от психологов

Работаю с подростками

2024-09-23 19:55 Советы психолога Родительско-детские отношения
Много боли от непонимания окружающими, обостренное восприятие событий как «смерть» старого, привычного, категоричность, протест.

Возраст острый:
✨осознание законов взрослой жизни
✨гормональная перестройка, принятие своей половой принадлежности и сексуальности
✨идентификация себя (какой я человек)
✨выстраивание коммуникаций со сверстниками
✨сепарация от родителей.

Все чувства обострены: злость, агрессия - необходимые для отделения от родных, страх не быть признанным в социальной группе, стыд своего тела, тревога за будущее, сожаление и грусть от расставания с детством …

Полноценный кризис.

Трудно, практически невозможно, рассказать кому-то об эмоциях, которые переполняют. Невероятно ценно, если есть старший друг, товарищ, брат, учитель, тот авторитет, кто поможет понять себя и центрировать. Даст поддержку и ощущение «С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ».

Иначе, когда боль и непонимание, тогда легче «перестать чувствовать» и заморозить свои эмоции. Стать Каем из сказки «Снежная королева» с льдинкой в сердце.

На изначальную высокую чувствительность наслаивается очень много разных защит, и со временем и подросток начинает выглядеть бездушным.

За этими слоями спрятано много подавленной боли, страх утраты, страх быть отвергнутым иногда холодное жестокое или равнодушное отношение близких. Поэтому страх к ним привязаться, страх что это может повториться.

И тогда во взрослом возрасте легче думать о человеке не очень хорошо и держать дистанцию, чем пускать его в своё сердце и жить с постоянной тревогой, страхом, виной за свое нестабильное отношение.

〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️

Очень аккуратная психологическая работа нужна. Бережно, с поддержкой и пониманием. Неспешно выстраивая доверие.

Что я делаю:

1⃣ Выстраиваем опорность на себя. Учу чувствовать, понимать и слышать себя. Здесь прям знакомство с собой.

2⃣ Разбираемся с темой окружения - такой значимой для подростков.

Наблюдаем, что важного дают нам люди, какие потребности закрывают.

3⃣ Учимся проявляться по-новому. Экологично выражать свои желания и чувства; проявлять агрессию, отстаивать свои границы.

〰️Использую метафорические карты и проективный рисунок, всегда делаем домашку (обычно это эссе о чем-то важном).

➡️ Как проходило ваше взросление?

➡️ Вы помните себя подростком?

➡️ Был ли с вами важный взрослый кто вел вас за руку?

вашаМаша
Солнце светит.
Всегда.
Даже тогда, когда мы его не видим.